04.02.2009

Открыта самая маленькая экзопланета

Новая планета, обращающаяся вокруг другой звезды, менее чем в два раза превосходит Землю по диаметру. Новичок получил обозначение Corot-Exo-7b (поскольку найден при помощи европейского спутника COROT).

Новая Суперземля открыта по транзиту. Как на этом кадре, показывающем Меркурий на фоне Солнца (фото с сайта news.bbc.co.uk)

Средняя плотность Corot-Exo-7b пока неизвестна, но исследователи считают, что она сопоставима с земной, а значит, новый мир относится к Суперземелям, планетам, чья масса лежит в диапазоне 1-10 масс Земли.

Родная звезда этой планеты близка по параметрам к Солнцу. Но поскольку орбита Corot-Exo-7b очень короткая (один оборот вокруг светила за 20 часов), на поверхности вновь открытой планеты чрезвычайно жарко — от 1000 до 1500 °C. Потому этот скалистый "шар", вероятно, покрыт лавой. Не исключено, утверждают европейские специалисты, что Corot-Exo-7b в значительной степени состоит из воды. С учётом температуры можно предположить, что там царит необычайно влажный климат.

Транзит позволяет обнаружить планету по падению яркости родительской звезды (иллюстрация CNES)

В пресс-релизе Европейского космического агентства (ESA) один из учёных, занятых в проекте COROT, Малкольм Фридлунд (Malcolm Fridlund) утверждает: "Это открытие является очень важным шагом на пути к пониманию формирования и эволюции нашей планеты. Впервые мы однозначно обнаружили планету, которая является "скалистой" в том же смысле, что и Земля. Сейчас мы должны лучше изучить этот объект, а также продолжить при помощи COROT поиски ещё меньших, более схожих с Землёй объектов".

Исследователи добавили, что у той же самой звезды есть ещё одна планета, размером с Нептун.

К настоящему времени астрономы обнаружили около 330 экзопланет, большинство — газовые гиганты. Методы применялись самые разные: по колебаниям лучевой скорости, по транзиту или благодаря микролинзированию.

Транзит в частности привлекателен тем, что позволяет измерить поперечник планеты. Но обычно таким способом находят крупные миры, сильнее заслоняющие свою звезду. Открыть же при помощи транзита планету, сравнимую с Землёй, — очень сложная задача. Тем ценнее новое достижение.

Из прежних рекордсменов в этом плане нужно вспомнить экстрасолнечную планету, которая весит чуть больше трёх Земель. Её астрономы открыли прошлым летом.

1. MEMBRANA