04.12.2008

Ученые обнаружили остатки взрыва сверхновой

Ученые из Германии, Японии и Нидерландов обнаружили остатки взрыва звезды SN 1572, известной в науке под названием «сверхновая Браге», цитирует AP публикацию в журнале Nature. 8-ми метровый наземный телескоп «Субару» (Subaru Telescope), установленный на Мауна-Кеа, Гавайи, «засек» отражение взрыва в межзвездных пылевых облаках.

Как и предполагалось ранее, сверхновая относится к классу Iа – одному из самых ярких по светимости. Звезды этого типа вспыхивают как в спиральных, так и в эллиптических галактиках, где, как считается, интенсивное образование звезд не происходит уже миллиарды лет. Согласно одной из распространенных теорий, появление сверхновой, подобной SN 1572, происходит при термоядерном взрыве белого карлика, однако этот механизм до конца пока не изучен.

Звезда, вспыхнувшая в ноябре 1572 года в созвездии Кассиопеи, была настолько яркой, что ее можно было наблюдать невооруженным глазом. По светимости она даже превосходила Венеру – ближайшую к нам планету, отчетливо видимую на небосклоне. Вспышку звезды наблюдал известный датский астроном Тихо Браге (Tycho Brahe), в честь которого она и была названа. Спустя 16 месяцев сверхновая прекратила светиться, и до середины XX века астрономы не могли ее обнаружить. В 1952 году британский ученый Хэнбери Браун (Hanbury Brown) с помощью радиологического анализа отследил останки сверхновой.

Современное исследование основывалось на том факте, что облака межзведной пыли могут служить своеобразным «зеркалом», отражающем свет давно погибшей звезды. Поскольку свет распространяется с конечной скоростью, то пылевые скопления, расположенные в сотнях световых лет от места взрыва, до сих пор отражают следы катастрофы.

По словам Оливера Краузе (Oliver Krause) из астрономического института имени Макса Планка в Гейдельберге (Max Planck Institut fu"r Astronomie), Германия, это исследование, кроме всего прочего, поможет понять природу так называемой темной энергии. В последние годы ученые отметили, что сверхновые типа Iа удалены от Земли на большие расстояния, чем считалось ранее. Возможно, это происходит вследствие разлетания галактик под действием темной энергии.

1. NewsLand