28.03.2008

Очередной кирпичик жизни обнаружен в центре Галактики

Специалисты из института радиоастрономии Макса Планка (Max-Planck-Institut fur Radioastronomie — MPIfR) обнаружили в центральном районе Млечного пути органическую молекулу, являющуюся предшественником аминокислоты.

Испанский 30-метровый IRAM — один из трёх радиотелескопов, которые помогли авторам открытия увидеть органику в центре Млечного пути (фото IRAM).

Вещество под названием аминоацетонитрил было идентифицировано в области, известной как "Родина больших молекул" (Large Molecule Heimat — LMH) — облаке плотного горячего газа, расположенном в регионе интенсивного звездообразования Sagittarius B2, в созвездии Стрельца.

Эта область диаметром 0,3 световых года подогревается множеством молодых звёзд внутри. И ранее там были найдены такие сложные молекулы, как этиловый спирт, формальдегид, муравьиная кислота, уксусная кислота, гликольальдегид и этиленгликоль.

Вообще же, начиная с 1965 года в межзвёздном пространстве и окружающих звёзды газовых оболочках, околозвёздных пылевых и газовых дисках было открыто 140 видов молекул, говорится в пресс-релизе института.

Структура аминоацетонитрила. Его формула — NH2CH2CN (иллюстрация Sven Thorwirth, MPIfR).

Особенно заинтересовала учёных аминокислота глицин, найденная ещё в 2002-м. Сколько ещё шагов от неё и других больших органических молекул — до жизни?

Правда, даже состоявшееся открытие глицина до сих пор остаётся под вопросом — уж слишком сложно уловить в приходящем свете слабенькие линии этого соединения. Потому учёные перенесли своё внимание на аминоацетонитрил — прекурсор глицина.

Его также "выловить" в спектре было непросто. Но учёные из MPIfR проанализировали 3700 спектральных линий сложных молекул в свете, пришедшем от LMH, и сумели определить среди них 51 "бледную" линию, принадлежащие аминоацетонитрилу. Это наблюдение, проведённое при помощи радиотелескопа в Испании, было подтверждено более мощными инструментами в Австралии и Франции.

Открытие расширило представления астрономов о химии газовых облаков в горячих регионах звездообразования. И заодно повысило шанс на существование жизни где-то в глубинах Вселенной.

1. MEMBRANA