24.10.2007

Обнаружена самая крупная звёздная чёрная дыра

Учёных в очередной раз заинтересовала галактика Треугольник (её называют M33 или NGC 598). Исследователи обнаружили в ней чёрную дыру, которую назвали - M33 X-7. Система M33 X-7 относится к так называемым звёздным чёрным дырам - тем, которые сформировались в результате гравитационного сжатия больших звёзд. Значение массы M33 X-7 равно примерно 16 массам Солнца. Это очень много для чёрной дыры. Джером Орос (Jerome A. Orosz), профессор астрономии из университета Сан-Диего (San Diego State University), руководивший исследовательской американо-немецко-израильской астробригадой, сказал, что это самая крупная звёздная чёрная дыра. (Она мельче любой галактической чёрной дыры, но среди чёрных дыр с массой звёздных масштабов - эта самая крупная.)

M33 X-7 обращается вокруг другой, пока ещё живой звезды, которая весит приблизительно как 70 Солнц. Крутясь вокруг неё с периодом в 3,5 наших суток, чёрная дыра немного раскачивает звезду из стороны в сторону, затмевая её рентгеновское излучение. А так как M33 X-7 относительно нас проходит прямо перед диском звезды, то астрономы смогли определить некоторые величины этих объектов с очень высокой точностью.

"Сейчас компаньонке не более трёх миллионов лет, - заявил Орос. - Согласно модели, она скончается спустя два-три миллиона лет, превратившись в другую чёрную дыру". Интересно, что эту гигантскую звезду и эту чёрную дыру разделяет очень небольше расстояние. С точки зрения существующих теорий, такую конфигурацию трудно объяснить.

Исследователи выдвинули гипотезу, согласно которой в то время, когда живыми были обе звезды, они имели общую внешнюю оболочку. Такая ситуация должка привести либо к слиянию объектов, либо к тому, что они останутся раздельными, но будут находиться близко друг к другу.

Об особенностях этой системы Орос и его коллеги написали целую статью, которую опубликовали в журнале Nature. Однако непонятного осталось очень много. Например, трудно объяснить, как может существовать такая система, обладающая столь высокими массами. Ведь из-за этой особенности у данных звёзд как раз не могло быть той самой общей оболочки, наличие которой в прошлом могло бы многое прояснить.

1. MEMBRANA

Сдать лом и отходы черных металлов по выгодным ценам.