20.02.2007

Найдена звезда, делающая 1122 оборота в секунду

Специалисты Европейского космического агентства рассказали, что при помощи европейской орбитальной обсерватории Интеграл была обнаружена самая быстрая нейтронная звезда из всех когда-либо наблюдавшихся.

По словам ученых, данная нейтронная звезда под действием собственных центробежных сил делает каждую секунду 1 122 оборота вокруг собственной оси.

Напомним, что до сих пор самой быстровращающейся нейтронной звездой считалась звезда, вращающаяся со скорость 716 оборотов в секунду. Новая находка имеет скорость вращения почти на 30% бОльшую.

Звезда получила в международном каталоге номер J1739-285. По словам испанских астрономов, впервые данный объект был обнаружен еще в 1999 году, однако точно определить скорость ее вращения удалось лишь сейчас при помощи гамма-лаборатории Интеграл.

Астрономы говорят, что на протяжении последних 20 лет максимальным порогом скорости вращения считалась скорость 700 оборотов с секунду (700 герц). При достижении этого порога по законам физики собственные центробежные силы, разгоняющие звезду, должны были либо просто разорвать ее, либо сжать ее до состояния черной дыры, даже несмотря на то, что в теории масса крупных нейтронных звезд позволяет разогнать их до скорости 3 000 оборотов в секунду.

Эрик Куклерс, астроном научного центра Европейского космического агентства, отмечает, что скорость вращения 1 122 герца должна быть верна, так как она фактически измерялась с двух космических аппаратов на протяжении двух недель.

Специалисты отмечают, что размеры J1739-285 составляют примерно 10 километров в диаметре, а масса данного объекта сопоставима с массой Солнца. Таким образом кубический сантиметр вещества данной звезды весит, согласно расчетам астрономов, порядка 100 миллионов тонн.

Примечателен и еще один факт J1739-285, дело в том, что она находится рядом с еще не остывшей звездой. Из-за колоссальной массы нейтронной звезды вокруг нее сформировалось огромное гравитационное поле, которое в буквальном смысле слова тащит весь газ соседней звезды на свою поверхность подобно огромному магниту.

Из-за того, что раскаленный газ врезается на огромной скорости в поверхность нейтронной звезды, постоянно происходят термоядерные взрывы. Именно благодаря им и удалось обнаружить этот удивительный объект.

"Предыдущие обнаруженные звезды имели скорость вращения от 270 до 715 герц. Ранее мы полагали, что быстрее 700 оборотов в секунду такие объекты не могут вращаться, но теперь убедились в обратном. Очевидно, что и 1 122 оборота - это не предел. На сегодня мы не может объяснить как при такой скорости вращения эти объекты на коллапсируют и не теряют собственную материю", - говорит Эрик Куклерс.

1. СайберCекьюрити.Ру