09.04.2009

За фоновое освещение Вселенной оказались ответственны молодые галактики

Астрофизикам удалось установить, что источником космического инфракрасного фонового излучения (far-infrared background) являются пылевые облака вокруг удаленных галактик. Об этом сообщает New Scientist, а статья исследователей опубликована в журнале Nature.

Галактика 'подсвечивает' облако пыли. Фото NASA

Инфракрасное фоновое излучение было открыто в 90-х годах прошлого века и его природа до недавнего времени была неясна. Используя данные, собранные в рамках проекта BLAST в 2007 году, а также информацию, полученную орбитальным телескопом Spitzer, ученым удалось обнаружить около 450 отдельных галактик, которые отвечают за почти все инфракрасное фоновое излучение в изучавшемся регионе неба.

При этом большая часть данного излучения (около 70 процентов) возникает в галактиках, которые располагаются на расстоянии более 9 миллиардов световых лет от Земли. Свет возникает в результате интенсивного формирования молодых звезд в ранней Вселенной. Он нагревает газ и пыль, заполняющие межзвездное пространство, до температуры около 30 градусов по Кельвину, заставляя материю излучать в инфракрасном диапазоне.

По словам исследователей, новые результаты позволяют пролить свет на масштабы процессов звездообразования в ранней Вселенной. Астрофизики отмечают, что некоторые молодые галактики излучали света в 1000 раз больше, чем Млечный Путь.

Целью проекта BLAST (Balloon-borne Large Aperture Submillimeter Telescope) было изучение региона неба над Южным полушарием. Для этого двухметровый телескоп был запущен на специальном воздушном шаре, чтобы атмосфера не мешала наблюдению. Экспедиция продолжалась 11 дней и закончилась для аппарата неудачно: парашют, который должен был обеспечивать приземление, не раскрылся, и в результате падения телескоп был разрушен. Данные, записанные на жесткие диски, однако, уцелели.

1. Lenta.Ru