03.07.2009

В окрестности черной дыры зарегистрировали всплеск гамма-излучения

Международной группе астрономов удалось обнаружить источник высокоэнергетических гамма-лучей в окрестности сверхмассивной черной дыры. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте Вашингтонского университета в Сент-Луисе, сотрудники которого принимали участие в работе. Статья исследователей появилась в журнале Science.

В рамках исследования ученые наблюдали галактику M87, которая располагается на расстоянии 50 миллионов световых лет от Земли. Наблюдения велись при помощи сразу нескольких крупных телескопов: VLBA, VERITAS, H.E.S.S. и MAGIC. Наблюдения вспышки с нескольких аппаратов одновременно позволило ученым получить необычайно детальную картину произошедших событий.

Считается, что подобное излучение является результатом "работы" гравитации черной дыры. Согласно современным представлениям, материя, падая на дыру, разгоняется до сверхвысоких скоростей. При этом она начинает излучать, в том числе и в гамма-диапазоне.

Ученым удалось зарегистрировать гамма-кванты, исходившие от объекта, энергия которых составляла несколько сотен гигаэлектронвольт. По словам исследователей, новые результаты наблюдений позволят прояснить механизм формирования столь высокоэнергетического излучения. Сами исследователи отмечают, что в настоящее время известно порядка 25 космических объектов, которые являются источниками столь высокоэнергетического излучения.

Отметим, что высокоэнергетические космические лучи представляют интерес не только для физиков. Некоторые исследователи полагают, что космические лучи являются "пусковым механизмом" естественных ускорителей внутри грозовых облаков. В результате работы этих ускорителей во время гроз наблюдаются гамма-вспышки.

1. Lenta.Ru