17.09.2009

На планете Хаумеа открыто большое красное пятно

До этого момента астрономам ничего не было известно о топографии сравнительно крупного космического тела, обитающего на "задворках" Солнечной системы. Теперь же на карликовой планете выявлена интригующая деталь. Об открытии сообщил доктор Педро Ласерда (Pedro Lacerda) из Королевского университета в Белфасте (Queen's University Belfast).

С объектов пояса Койпера и Солнце выглядит крохой, и внутреннюю часть системы разглядеть-то проблематично. Тем удивительнее, что с Земли астрономы ухитряются выявить отдельные детали поверхности на столь удалённых телах (иллюстрация с сайта hawaii.edu)

Хаумеа (Haumea) — одна из пяти карликовых планет Солнечной системы. В отличие от других планет она представляет собой вытянутый эллипсоид со сторонами примерно 2 х 1,6 х 1 тысячу километров, выделяющийся также рекордно быстрым вращением вокруг собственной оси — менее чем за 4 часа.

Группа астрономов провела тщательное построение так называемой кривой блеска, отражающей колебание яркости объекта по мере его поворота разными боками к наблюдателю. Поскольку Хаумеа — далеко не шар, главное изменение в её яркости определяется просто колебанием наблюдаемого в каждый момент времени поперечника планетки.

Перемещение красного пятна по поверхности Хаумеа по мере вращения планеты (иллюстрация с сайта physorg.com)

Кривую блеска для Хаумеа учёные строили и раньше, но теперь замеры проводились сразу в нескольких диапазонах, как в видимой, так и в инфракрасной части спектра. Так и выяснилось, что кривые блеска на разных частотах не совпадают между собой. А они совпадали бы, будь "древняя богиня" равномерно "покрашенным" объектом. В сочетании с двумя минимумами и двумя максимумами общей кривой это говорит о наличии явной детали топографии данного мира.

По показаниям приборов выяснилось, что на Хаумеа имеется крупное пятно, обладающее красным оттенком в видимом диапазоне. Исследователи пока не могут точно сказать — из чего оно сделано. Но есть ряд обоснованных предположений.

Пятно может представлять собой область, богатую некими минералами и также органическими соединениями (вообще же поверхность данной планеты покрыта водяным льдом). Другой вариант — это участок с высокой долей кристаллического льда (основной покров данного мира должен представлять собой старый аморфный лёд).

Сравнение размеров Марса, Меркурия, Луны, Плутона и Хаумеа (иллюстрация Paul Stansifer, 84user, NASA, Celestia, JPL/Caltech)

Возможно также, что перед нами след столкновения с другим космическим телом. (Вдруг это отпечаток от того самого колоссального удара, придавшего Хаумеа её искажённую форму и столь быстрое вращение?) В таком случае пятно может представлять собой смесь из материала "ударника" и, возможно, вскрытых внутренних слоёв планеты.

Кстати, о внутренностях. Измерения массы и размеров Хаумеа говорят о том, что средняя плотность данной планеты в 2,5 раза больше, чем плотность воды. А поскольку наружные слои Хаумеа представляют собой лёд, следует предположить, что внутри данного мира скрывается скальное ядро.

Астрономы намерены продолжить спектроскопические измерения, рассчитывая узнать об этом удивительном объекте много интересного. В 2010 году Ласерда и его коллеги задействуют в этих целях гигантский телескоп VLT Европейской южной обсерватории.

1. MEMBRANA