28.09.2009

Впервые доказано существование воды на Луне

Без тени сомнения утверждать, что на поверхности Луны есть вода, позволяют новые данные, полученные с зонда Deep Impact и прибора Moon Mineralogy Mapper (M3).

Предполагаемая схема дневного цикла водообразования на Луне (иллюстрация University of Maryland/O. Groussin/McREL)

"Наблюдения Deep Impact за Луной не только со всей очевидностью подтвердили присутствие воды и гидроксила на поверхности спутника. Они выявили, что весь лунный ландшафт по сути гидратирован в течение, по меньшей мере, части лунного дня", — пишет астроном Джессика Саншайн (Jessica Sunshine) из университета Мэриленда в отчёте о данных зонда, опубликованном в Science. По её словам, открытие такого рода — огромный сюрприз, даже если на деле это лишь небольшое количество молекул воды, застрявших в почве.

Минералогический картограф M3 находился на борту недавно закончившего свою миссию индийского корабля Chandrayaan-1. Прибор анализировал, каким образом солнечный свет отражается от поверхности Луны. Его целью было по незаметным человеческому глазу различиям в длине волн распознать составляющие лунного грунта. Устройство зафиксировало сигнал, свидетельствующий о наличии соединения водорода и кислорода.

Принесший удивительные сведения зонд Deep Impact изначально вообще предназначался не для исследования Луны, а для 'проделывания дыры' в ядре кометы Tempel 1, чтобы выяснить его состав. Нынешняя миссия зонда продлится до 2010 года. На картинке представлен тот самый спектр, рассказавший о воде на Селене (иллюстрация NASA/University of Maryland)

Ранее в научном мире преобладало мнение, что если вода и может существовать на Селене, то только в местах наподобие постоянно затемнённых холодных кратеров на полюсах. И хотя исследователи уже находили следы воды в вулканическом стекле, доставленном с Луны астронавтами, только теперь, основываясь на новейших сведениях, они могут сделать предположение о процессе образования воды на нашем спутнике.

Есть две гипотезы, объясняющие этот процесс: экзогенная, то есть происхождение воды из таких внешних источников, как разбивающиеся о поверхность спутника кометы, и эндогенная, согласно которой влага берёт начало на самой Луне. Для "новой воды", пойманной аппаратами, по всей видимости, верен второй вариант.

Предполагается, что ионы водорода переносятся на Луну солнечным ветром и взаимодействуют с богатыми кислородом минералами в почве спутника, в результате чего образуются молекулы H2O и OH. Это подтверждает спектральный анализ.

Цикл образования происходит исключительно в дневное время: какое-то количество воды формируется утром, потом значительно уменьшается (испаряется) к середине лунного дня, а ближе к вечеру поверхность возвращается в состояние, аналогичное первой половине дня.

1. MEMBRANA