07.10.2009

У Сатурна обнаружено крупнейшее в Солнечной системе кольцо

Исследователи из университета Вирджинии (University of Virginia) открыли колоссальное кольцо космического мусора, обращающееся вокруг Сатурна. По размеру оно превосходит любое аналогичное образование в Солнечной системе. Более того, по словам учёных, именно эта находка может быть ответственна за странный окрас луны Япет.

Обнаруженное кольцо лежит под углом 27 градусов к плоскости остальных собратьев (иллюстрация NASA/JPL-Caltech/Keck)

Вновь открытое кольцо Сатурна начинается на высоте 6 миллионов километров над поверхностью планеты и простирается ещё на 12 миллионов вдаль. А по толщине оно превосходит поперечник самой планеты в 20 раз (разительно отличаясь в этом от супертонких обычных колец).

Суперкольцо было найдено с помощью космического телескопа Spitzer, зафиксировавшего инфракрасное свечение от нагретой солнцем пыли (её температура составляет всего 80 кельвинов). Так как новое кольцо чрезвычайно разрежено, увидеть его визуально – практически невозможно.

На рисунке видно, насколько 'новичок' крупнее всех прочих колец. Внизу: общий вид кольца с ребра и фрагмент снимка инфракрасного телескопа Spitzer (иллюстрация NASA/JPL-Caltech, NASA/ESA/STScI/AURA)

Источником материала кольца (лёд и пыль), как считают специалисты, служит Феба – значительно удалённый от Сатурна спутник. Новое кольцо вращается вокруг Сатурна в том же направлении, что и эта луна, то есть в противоположную сторону остальным кольцам, спутникам и направлению вращения газового гиганта вокруг собственной оси. Выброс материала с Фебы мог произойти при ударе кометы.

Находка находится столь далеко от Сатурна, что слабо зависит от притяжения гиганта, которое выравнивает более близкие кольца в плоскости экватора. Как следствие, новое кольцо разделяет плоскость орбиты с Фебой, а это может приводить к отрыву значительного массива составляющих кольцо частиц и их уходу на другие орбиты.

Специалисты считают, что за всю историю Солнечной системы материал, отрывавшийся от кольца-гиганта, вполне мог покрыть целое полушарие Япета (фото NASA/JPL)

Проведённое исследователями компьютерное моделирование показало, что при таком варианте неизбежно устремление частиц в сторону двуликого Япета, о природе специфического "окраса" которого учёными ранее выдвигались самые различные предположения.

До сих пор крупнейшими известными кольцами считались внешнее E-кольцо Сатурна (E Ring) и очень лёгкие паутинообразные по структуре пылевые кольца Юпитера (Gossamer rings).

Сатурн не устаёт подбрасывать сюрпризы исследователям.

1. MEMBRANA