08.10.2009

Учёные объяснили орбиту планеты двумя солнцами

Орбита экстрасолнечной планеты HD 80606b вытянута почти так же, как орбита кометы Галлея (comet Halley), и является самой эксцентричной из известных на данный момент. С тех пор как в 2001 году этот газовый гигант был открыт в системе двойной звезды, учёные никак не могли понять, чем обусловлено это явление. Помогло 11-часовое наблюдение на нескольких телескопах.

HD 80606b приобрела большую известность благодаря своей экстремальной смене сезонов. Она расположена в 190 световых годах от Земли и превышает массу Юпитера в четыре раза. Необычная вытянутость (эксцентриситет составляет 0,93) и наклон (плоскость вращения находится под углом к экватору родной ей звезды и её оси вращения) орбиты приписывались влиянию сразу двух звёзд. Однако ранее учёные могли об этом лишь догадываться.

Отметим, что партнёр солнца, родного для HD 80606b, находится примерно в 200 миллиардах километров. Чтобы понять, насколько сильно его влияние, необходимо было пронаблюдать за уникальной планетой и собрать новые данные. Этим занялись восемь обсерваторий США (расположенных от Массачусетса до Гавайев).

5 июня 2009 года HD 80606b проходила по диску своей звезды. Каждый телескоп смог разглядывать солнце газового гиганта в течение всего лишь пары часов (после захода солнца на Земле). Таким образом, каждая обсерватория получила лишь часть данных.

Собрав и проанализировав полученную информацию, американские астрономы наконец-то подтвердили прежние догадки. О чём и отчитались в своей статье, опубликованной в Astrophysical Journal. Получается, что HD 80606b является новым типом экстрасолнечных планет, которые "привязаны" гравитацией сразу к двум своим солнцам (и это несмотря на то что обращается планета вокруг только одного из компонентов двойной звезды, к тому же – очень близко к нему).

Эрик Форд (Eric Ford), один из участников нынешнего исследования, считает, что подобный комплексный подход в наблюдении за планетами с длинным периодом обращения необходим и будет использоваться чаще. Астроном уверен, что "массовое" наблюдение поможет в поиске экстрасолнечных планет, пригодных для жизни человека.

1. MEMBRANA