24.02.2010

Вспышка кометы Холмса, возможно, связана с действием солнечного излучения

Астрономы из США и Франции представили теорию, связывающую неожиданную вспышку кометы 17P/Холмса с влиянием солнечного излучения.

Комета 17P/Холмса, сфотографированная 1 ноября 2007 года (иллюстрация НАСА, ESA и A. Dyer)

Блеск кометы 17P/Холмса резко увеличился 23 октября 2007 года, когда она находилась в созвездии Персея. Единичное событие такого рода можно было бы объяснить столкновением с астероидом, однако такая же вспышка регистрировалась ранее, в 1892 году.

Авторы работы провели наблюдения кометы в инфракрасном и оптическом диапазонах, используя телескопы Паломарской обсерватории и Обсерватории Холлоуэя, а также космический телескоп НАСА «Спитцер». Разработанная ими модель взрывного процесса, который вызвал увеличение блеска и выброс вещества в межпланетную среду, основана на результатах этих наблюдений.

В ядре кометы находится некоторое количество аморфного льда — воды в форме твердого аморфного вещества. Когда такой лед нагревают приблизительно до 140 К, он приобретает обычную кристаллическую структуру; этот процесс сопровождается выделением теплоты и газов, сохранявшихся с момента формирования кометы. Если выделение проходит в замкнутой полости (см. рис. ниже), в дело вступает положительная обратная связь, которая обеспечивает кристаллизацию новых объемов аморфного льда.

Возможный механизм вспышки кометы 17P/Холмса (иллюстрация из журнала Icarus)

Поскольку комета Холмса приближается к Солнцу на расстояние около двух астрономических единиц, излучение светила вполне может нагревать вещество на ее поверхности до температуры, превышающей 140 К. После многократного прохождения перигелия, как полагают авторы, давление в одной из внутренних полостей превысило предел ее прочности, в результате чего произошел взрыв, сопоставимый по мощности с детонацией 31 килотонны тринитротолуола. Для выделения такого объема энергии необходимо кристаллизовать более миллиона тонн аморфного льда.

С выводами ученых согласны далеко не все. Так, Дэвид Джуитт (David Jewitt) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе напоминает о существовании свидетельств невысокой прочности ядер комет и считает, что газы должны просто выходить на поверхность через трещины, не скапливаясь в полостях.

Полная версия отчета будет опубликована в журнале Icarus; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Дмитрий Сафин