09.04.2010

На Венере обнаружены сравнительно молодые вулканы

О новых свидетельствах прежней и даже, вероятно, нынешней вулканической активности второй планеты рассказали в журнале Science исследователи, принимающие участие в обработке данных с европейского спутника Venus Express.

Изображение северного полушария Венеры, полученное при помощи космического аппарата Magellan. Этот зонд не давал достаточно данных, но всё же помог в нынешней работе (иллюстрация NASA/JPL)

Учёные и ранее говорили о возможном присутствии молодых вулканов на Венере. И даже информацию получали всё с того же спектрометра VIRTIS, который способен разглядеть поверхность планеты сквозь толстый слой атмосферы, наполненной CO2.

Одно из комбинированных изображений, полученных командой Смрекар. Пик Idunn Mons похож на вулканы Гавайев и Исландии. Высота этого элемента рельефа около 2,5 километра, а диаметр – 200 км (иллюстрация ESA/NASA/JPL)

Ныне команда Сьюзен Смрекар (Suzanne Smrekar) из Лаборатории реактивного движения решила наложить на радиолокационные изображения и топографические карты поверхности новые снимки, полученные спектрометром.

VIRTIS исследует спектральную излучательную способность различных регионов Венеры. Этот параметр позволяет определить изменения в химическом составе, а значит, и обнаружить недавние по геологическим меркам вулканы и потоки лавы.

Обнаруженные регионы станут, скорее всего, первыми целями для высадки земных миссий (иллюстрация NASA)

В нескольких областях спектральная эмиссия оказалась особенно высокой, что говорит о наличии тех самых лавовых потоков. Учёные полагают, что их возраст от 250 до 2,5 миллиона лет (наиболее вероятно, что им от тысяч до нескольких десятков тысяч лет).

Некоторые подробности – в пресс-релизе ESA.

1. MEMBRANA