24.08.2010

Ловушка для искусственного разума

Астрономы, занятые поиском внеземных цивилизаций, предлагают изучать сигналы, которые может подавать искусственный разум.

Проект SETI 'зеленых человечков' пока не обнаружил

Программа SETI ("Поиск внеземного разума") была начата в США еще в 1960 году. Ожидалось, что выловленные из космического радиошума сигналы укажут на существование внеземных цивилизаций, открывших радиоволны. В 1962 году в СССР послали первое сообщение в космос, состоявшее из слов "Мир, Ленин, СССР". Предлагалось, правда, послать универсальное для всей Вселенной число "пи", но был выбран иной вариант. Никто не ответил. Программа SETI продолжает действовать, но безрезультатно. В 1995 году был составлен проект SETI@home ("Поиск внеземного разума на дому"), согласно которому тысячи добровольцев на своих домашних компьютерах расшифровывают космические сигналы. Пока ничего не найдено, и многие ученые уже начали считать парадокс Ферми ("если обитаемых миров миллионы, то почему мы их не слышим?") не парадоксом, а грустным признанием уникальности жизни на Земле.

Однако один из энтузиастов SETI, астроном Сет Шостак, предположил, что между открытием радио и созданием искусственного интеллекта в других обитаемых мирах должно пройти совсем немного времени. На Земле, например, в 2010 году, всего через 120 лет после открытия радиосвязи, создали "цифровые механизмы" - компьютерные программы, способные эволюционировать. Многие считают, что это и есть искусственный разум.

Поскольку для распространения по Вселенной искусственному разуму потребуются вещество и энергия, Сет Шостак предлагает ориентировать телескопы SETI на неожиданные объекты - юные горячие звезды, где органическая жизнь исключена. А искусственному разуму высокая температура вблизи звезды может показаться даже комфортной.

Проект SETI финансируют не слишком охотно. Можно подумать, что д-р Шостак просто "выбивает" себе новый грант на исследования. Но на поиски внеземного разума, пожалуй, стоит потратить пару миллионов долларов - столько стоит всего-то один танк.

Пётр Образцов