30.09.2010

Астрономы нашли потенциально обитаемую планету

Около давно изучаемой звезды удалось обнаружить пятую и шестую планеты, и один из двух новоявленных миров по основным характеристикам схож с Землёй, а главное — находится аккурат посередине обитаемой зоны.

Диаметр пригодной для жизни планеты составляет от 1,2 до 1,4 поперечников Земли, а гравитация на её поверхности такая же, как у нас, или чуть-чуть выше, – сообщают астрофизики (иллюстрация Lynette Cook)

Команда астрономов, возглавляемая представителями Калифорнийского университета в Санта-Круз (UCSC) и института Карнеги (Carnegie Science), проанализировала результаты 11-летних спектральных съёмок красного карлика Глизе-581 (Gliese 581). Учёные объявили об открытии у него планет GJ 581f (вес — 7 Земель, радиус орбиты — 0,758 астрономические единицы, период обращения — 433 дня) и GJ 581g (3,1-4,3 массы Земли, 0,146 а.е. и 36,6 дня соответственно).

Расчёты принесли сенсацию: условия на Gliese 581g позволяют существовать там жидкой воде и плотной атмосфере. "Тот факт, что мы смогли обнаружить эту планету так быстро и так близко (20 световых лет от Земли), говорит нам, что такие, как эта, планеты должны быть очень распространённым явлением," — радуется один из авторов открытия Стивен Вогт (Steven Vogt) из Калифорнийского университета, он полагает, что 10-20% планетарных систем обладают мирами, пригодными для обитания.

Условия на вновь открытой планете могут довольно сильно походить на земные, если не считать иной спектральный класс её родного солнца (иллюстрация Karen Wehrstein)

Ранее звезда Gliese 581 уже дважды вызывала разговоры об обитаемости. Её планеты Gliese 581 c и Gliese 581 d расположены на самых границах обитаемой зоны, "c" с горячего края, а "d" — с холодного. И точные условия на поверхности этих миров могут колебаться в зависимости от ряда других параметров, химического состава атмосферы, в частности. А вот 581g находится посередине "зоны Златовласки".

GJ 581g, скорее всего, скалистая планета с твёрдой поверхностью и атмосферой. Средняя температура на ней составляет от -31 до -12 градусов по Цельсию, но тут есть уточнение: планета силами приливов заперта так, что одна её сторона всегда обращена к солнцу, а вторая находится в вечном мраке. Потому на дневной стороне всё раскалено, а на теневой — заморожено.

Пятая и шестая планеты делают семью Gliese 581 ближайшей соперницей самой насыщенной планетарной системы, в которой пять планет найдено точно и ещё две – подозреваются. На рисунке показаны орбиты шести планет звезды Gliese 581 (чёрные окружности). На них наложены орбиты Земли, Венеры и Меркурия (синий, зелёный и красный пунктир). При сравнении следует учесть, что Gliese 581 холоднее нашего светила. Шкалы – астрономические единицы (иллюстрация Steven S. Vogt et al.)

Зато близ терминатора, там, где лучи светила падают под острым углом, беспрерывно царит идеальная температура. "Любые формы жизни там будут иметь широкий диапазон стабильного климата на выбор и смогут развиваться в зависимости от долготы", — говорит Вогт.

Другие детали исследования можно найти в пресс-релизах университета и института. Статья авторов открытия выйдет в Astrophysical Journal (препринт доступен на arXiv.org.)

1. MEMBRANA