15.12.2010

На Титане, возможно, обнаружены криовулканы

Обрабатывая данные с зонда «Кассини», американские учёные обнаружили свидетельства существования криовулканов на Титане, крупнейшем спутнике Сатурна, рассказывает Розали Лопес (Rosaly Lopes), вулканолог из Лаборатории реактивного движения.

Криовулканы, которые должны встречаться на «ледяных» лунах, действуют подобно вулканам на Земле и спутнике Юпитера Ио, но извергают не силикатную лаву, а воду, аммиак, метан и другие летучие вещества в жидком и газообразном состояниях. Убедительным свидетельством активного криовулканизма на Энцеладе стали так называемые тигровые полосы — протяжённые разломы, из которых вырываются вода и ледяные частицы. Заметных следов на поверхности спутника они не оставляют.

Криовулканы Титана могут походить на земные ещё и по внешним признакам. Подходящие формы рельефа (к примеру, области Ganesa Macula и Tui Regio) учёные уже находили, но представить надёжные доказательства не получалось.

Новая информация относится к области Sotra Facula с координатами 150 ю. ш., 400 з. д. Используя радиолокационные изображения и данные картирующего спектрометра, работающего в видимой и инфракрасной областях спектра, исследователи построили топографическую карту местности, создали её трёхмерную версию и выделили участки с разным составом вещества, находящегося на поверхности.

На синтезированных изображениях выделяется «гора» высотой около 1000 м, рядом с которой находится полуторакилометровой глубины впадина, напоминающая вулканическую кальдеру — крупную котловину с крутыми склонами. Здесь же обнаруживаются пальцевидные потоки вещества, которое имеет специфический состав. «Всё это относится к явным признакам вулканического ландшафта, — говорит планетолог Джеффри Каргел (Jeffrey Kargel) из Аризонского университета. — Возвышенности, конечно, могут иметь тектоническое происхождение, но криовулканическая гипотеза даёт гораздо более простое объяснение».

В 450 км к северу была найдена вторая «гора» километровой высоты со следами истечения вещества.

Если эта информация подтвердится, учёные получат возможность объяснить тот факт, что запасы метана в атмосфере спутника пополняются. «Метан, разрушаемый ультрафиолетовым излучением Солнца, должен был давно уйти из атмосферы, но мы этого не наблюдаем, — поясняет участница работ Линда Шпилькер (Linda Spilker). — А криовулканы вполне способны доставлять новые порции CH4 из недр Титана».

Дмитрий Сафин