28.02.2011

Теоретики связали звёзды кротовыми норами

Учёные показали принципиальную возможность существования компактных астрофизических объектов типа «кротовая нора плюс звезда». В отличие от ранее рассмотренных моделей, такая топологическая особенность в пространстве-времени соединяет «коротким путём» не две пустые точки космоса, а центры двух массивных тел, удалённых друг от друга.

Для предсказания поведения червоточины (кротовой норы), «гнездящейся» внутри массивного объекта (нормальной звезды либо нейтронной звезды), Владимир Джунушалиев из Евразийского национального университета в Казахстане (ENU) и его коллеги из Ольденбургского университета (Universitäat Oldenburg) построили оригинальную модель.

С помощью уравнений они описали проходимую кротовую нору, «стенки» которой укреплены экзотической материей, а входы в такую червоточину представляют собой две звезды.

Авторы исследования показали, что червоточина эта может быть стабильной и что через неё может свободно перемещаться обычная материя (то есть содержимое звезды). Подробности расчётов авторы опубликовали на сервере препринтов arXiv.org.

Они сообщают, что их работа носит предварительный характер и необходимы дальнейшие исследования, чтобы детальнее и точнее проанализировать такие экзотические системы. Зато потом можно будет выстраивать предположения — по каким признакам искать такие образования в космосе.

PhysOrg.com объясняет: «С расстояния эти объекты будут очень похожи на нормальные звёзды или нормальные нейтронные звёзды, но могут иметь некоторые обнаружимые различия».

В частности, пара таких связанных червоточиной тел может выглядеть как две звезды с очень близкими параметрами (пусть не вполне ясно, как наверняка определять принадлежность звёзд к паре). Кроме того, движение материи через горловину кротовой норы может иметь колебательный (квазипериодический) характер и при этом регулярно влиять на параметры излучения связанных между собой светил.

Если догадки Джунушалиева со товарищи окажутся верными, астрономические наблюдения помогут найти подтверждение самой теории о кротовых норах. Ведь до сих пор их существование не доказано, а известные законы природы лишь не запрещают формирование таких «проколов в пространстве».

Леонид Попов