22.03.2011

Получена новая оценка количества планет — аналогов Земли

Двое сотрудников Лаборатории реактивного движения (США) оценили количество планет, аналогичных нашей и обращающихся вокруг звёзд солнечного типа, пишет Space.Com.

В своих расчётах учёные использовали данные космического телескопа «Кеплер», опубликованные полтора месяца назад. Тогда, были представлены 1235 кандидатов в экзопланеты, обнаруженных телескопом за четыре месяца наблюдений, и система из шести экзопланет, которые движутся по орбитам вокруг звезды Kepler-11.

Того или иного кандидата определяли в группу аналогов Земли, если он располагался в обитаемой зоне своей звезды (условия в этой области допускают существование воды в жидком состоянии на поверхности планеты) и имел радиус, попадающий в интервал 0,8–2 земных. Границы зоны обитаемости устанавливались по значению нормированной — делённой на корень из светимости звезды — большой полуоси орбиты. Значение должно было попадать в диапазон 0,95–1,37 а. е.

Перед началом работы исследователи уменьшили выборку до 1207 кандидатов, исключив слишком крупные тела, которые могут оказаться не планетами, а компаньонами звёзд из двойной системы, и «ненадёжные» объекты с малым числом зарегистрированных транзитов (прохождений по диску звезды). Затем число найденных кандидатов, удовлетворяющих условиям, сравнили с общим количеством исследованных «Кеплером» светил, равным 153196. На последнем этапе авторы ввели необходимые поправки, получив искомую оценку.

Согласно вычислениям, планеты — аналоги Земли должны обнаруживаться у небольшой части звёзд солнечного типа, равной 0,014 ± 0,005. Если границы обитаемой зоны расширить до 0,8–1,6 а. е., как советуют некоторые специалисты, можно получить увеличенное значение — 0,027 ± 0,009. При объединении обеих оценок получаем 2,0 (+1,6, -1,1)%. «Выходит, в одном только Млечном Пути находится около двух миллиардов экзопланет, похожих на нашу», — комментирует один из участников исследования Джозеф Катанцарите (Joseph Catanzarite).

По мнению астрофизиков, в февральских данных «Кеплера» содержится информация о 30% от общего числа землеподобных планет, которые откроются телескопу через три или четыре года. Если это действительно так, он должен обнаружить всего 12 транзитных «земель» и «суперземель».

Полная версия отчёта будет опубликована в издании Astrophysical Journal; препринт статьи можно загрузить с сайта arXiv.

Дмитрий Сафин