07.04.2011

Найден астероид со стабильной орбитой-подковой

Астрономы из ирландской обсерватории обнаружили околоземный астероид 2010 SO16 с необычной траекторией движения: с точки зрения нашей планеты она похожа на подкову. Особенность новичка в том, что он удерживается на своей замысловатой орбите невероятно долго.

Чтобы разобраться в траектории движения космического тела, нужно посмотреть на рисунок внизу. Вначале объект движется по орбите, которая располагается чуть ближе к Солнцу, чем Земля. Скорость движения астероида в этой части «подковы» чуть больше земной. Обходя светило, 2010 SO16, в конце концов, догоняет нашу планету (точка А).

Попадая под воздействие гравитационного поля Земли, астероид уходит со своей первоначальной траектории (B) — наша планета оттягивает его за пределы своей орбиты (C). В результате объект начинает обходить вокруг Солнца на расстоянии несколько большем, чем Земля.

С точки зрения нашей планеты отстающий 2010 SO16 начинает уходить в противоположном направлении. Земля при этом продолжает обегать звезду (быстрее своего компаньона). Со временем она догоняет его (D), и астероид, вновь попадая в гравитационное поле Земли, переходит на орбиту, отстоящую от светила на меньшее расстояние (E). Скорость обращения 2010 SO16 снова становится выше – землянам кажется, что астероид побежал вперёд.

Ранее учёные полагали, что стабильным такое взаимодействие быть не может — Земля рано или поздно попросту выкинет астероид с его орбиты.

Однако нынешние расчёты Апотолоса Кристу (Apostolos Christou) и Дэвида Эшера (David Asher) из обсерватории Армы (Armagh Observatory) показывают, что астероид 2010 SO16 болтается вокруг Солнца на пару с Землёй уже от 120 тысяч до миллиона лет. Другие известные астероиды с орбитой-подковой удерживались не более нескольких тысячелетий.

Все подробности – в статье авторов открытия, помещённой на сайте препринтов arXiv.org.

Юлия Рудый