27.10.2011

Астробиологии расширили обитаемую зону красных карликов

Британский и американский учёные провели расчёты и показали, что обитаемая зона важного класса звёзд обширнее, чем считалось. Это означает, что планет, потенциально пригодных для жизни, в космосе гораздо больше.

Небольшие размеры красных карликов упрощают поиск экзопланет, кружащих по орбитам вокруг этих светил. Кроме того, красными карликами являются 80% звёзд главной последовательности (иллюстрация ESO/L. Calçada)

Манодж Джоши (Manoj Joshi) из Национального центра атмосферной науки и Роберт Хеберле (Robert Haberle) из исследовательского центра Эймса обнаружили новый фактор, который влияет на величину обитаемой зоны близ красных карликов.

Речь о пространстве вокруг звезды, в котором условия на поверхности планет более-менее близки к земным. Например, в Солнечной системе обитаемая зона расположена между 0,7 и 3 астрономическими единицами (расстояние от орбиты Венеры и до двух радиусов орбиты Марса).

Главными факторами, определяющими границы обитаемой зоны, являются температура и размер светила. Но не менее важны условия на самой планете, к примеру, её отражающая способность (альбедо).

Джоши и Хеберле в своей статье, опубликованной на сайте препринтов ArXiv.org, обращают внимание на тот факт, что количество света, отражающегося от снежных и ледяных покровов планет, зависит от того, в каком диапазоне волн излучает их родная звезда. Так, наше Солнце испускает свет в основном в видимом диапазоне, а альбедо снега и льда для данного спектра – 0,8 и 0,5 соответственно.

Однако большинство звёзд являются красными карликами, и их диапазон излучения сдвинут в длинноволновую область. Как следствие, альбедо планет у таких светил должно быть меньше, чем в нашей системе.

Зависимость альбедо от длины волны излучения звезды (иллюстрация с сайта technologyreview.com)

Астробиологи подсчитали, какими могли бы быть показатели отражающей способности экзопланет, обращающихся вокруг красных карликов Gliese 436 и GJ 1214 (первая находится на расстоянии 33, вторая – 40 световых лет от Земли). Излучение светил таково, что альбедо снега и льда на поверхности этих планет было бы равным 0,4 и 0,1 соответственно.

Это, в свою очередь, значит, что экзопланеты у красных карликов поглощают больше энергии от своих родных звёзд и температура на их поверхности тоже выше, чем считалось. Следовательно, внешний край обитаемой зоны красных карликов расположен дальше от светила — примерно на 10-30% против предыдущих оценок.

Юлия Рудый