27.02.2014

Астрономы зафиксировали сильнейшее столкновение астероида с Луной

По сообщениям испанских астрономов, астероид массой с небольшой автомобиль столкнулся с Луной в сентябре прошлого года. Это событие можно было наблюдать с Земли: столкновение вызвало яркую вспышку. Ученые опубликовали описание данного эпизода в журнале Monthly Notices Королевского астрономического сообщества.

На Луне отсутствует атмосфера, которая могла бы препятствовать воздействию с поверхностью, как это происходит на Земле. Поэтому огромное количество кратеров – больших и маленьких – покрывает всю поверхность нашего спутника и свидетельствует о 4,5 миллиарда лет столкновений на протяжении всей истории Солнечной системы, говорится в phys.org.

Хотя вероятность столкновения большого космического объекта с Луной или планетами нашей системы очень мала, взаимодействия с более мелкими объектами происходят постоянно. Шанс увидеть одно из них случайно довольно невелик, поэтому ученые создали сети телескопов, которые способны обнаружить их автоматически.

11 сентября 2013 года профессор Хосе М. Мадиедо работал на юге Испании, наблюдая Луну в два телескопа. В 20:07 по всемирному (гринвичскому среднему) времени он стал свидетелем необычайно долгой и яркой вспышки в районе Моря Облаков – древнем лунном бассейне, заполненном лавой.

Вспышка была результатом столкновения астероида с поверхностью Луны и в течение короткого промежутка времени была по яркости такой же, как Полярная звезда. Это значит, что любой, кто смотрел в тот момент на Луну, мог это увидеть. На видеозаписи, сделанной профессором Мадиедо, видно, что след вспышки оставался видимым в течение последующих 8 секунд после столкновения.

Событие исторической важности

Это событие – самая долгая и самая яркая вспышка, возникшая из-за столкновения с астероидом, которую когда-либо наблюдали на Луне. Профессор Мадиедо делится своими впечатлениями: «В тот момент я понял, что увидел очень редкое и экстраординарное событие».

Испанские телескопы являются частью Системы обнаружения и анализа воздействий на Луну (MIDAS), которая постоянно исследует лунную поверхность. Этот проект разрабатывается вышеупомянутым профессором Хосе Мария Мадиедо из Университета Уэльвы (UHU) и доктором Хосе Л. Ортисом из Института астрофизики Андалузии (IAA-CSIC). Проект является продолжением новаторской программы, которая впервые зафиксировала случайные вспышки из-за столкновения астероидов с Луной.

Поскольку столкновения происходят на огромных скоростях, астероиды плавятся и мгновенно испаряются при взаимодействии с поверхностью, и это создает тепловое свечение, которое через телескоп выглядит как кратковременные вспышки. Как правило, эти вспышки длятся лишь доли секунды, но всплеск, зафиксированный 11 сентября, был гораздо более интенсивным и длительным, чем когда-либо ранее доводилось видеть ученым.

Профессор Мадиедо и доктор Ортис полагают, что вспышка была вызвана столкновением с объектом массой около 400 килограмм и диаметром от 0,6 до 1,4 метра. Астероид попал в регион Моря Облаков на скорости примерно 61 000 километров в час и создал новый кратер диаметром около 40 метров. Энергия удара была эквивалентна взрыву примерно 15 тонн тротила. И это было по крайней мере в три раза более сильное столкновение, чем рекордно крупное прошлое, которое NASA наблюдало в марте прошлого года.

«Наши телескопы будут продолжать рассматривать Луну, тогда как наши метеорные детекторы будут направлены на атмосферу Земли. Мы надеемся заранее определять скопления астероидов, которые могут привести к столкновениям как с Луной, так и с Землей. Мы также хотим определить, откуда берутся астероиды, угрожающие воздействиями», – говорят ученые.

Наблюдение столкновений астероидов с Луной дает астрономам представление об аналогичном риске для Земли. Одним из выводов испанской команды исследователей является то, что такие объекты – размером в 1 метр – могут падать на нашу планету примерно в 10 раз чаще, чем ученые считали ранее. К счастью, атмосфера Земли защищает нас от таких небольших астероидов, как тот, который упал на Луне в районе Моря Облаков, однако они могут вызывать такие захватывающие явления, как метеорные дожди.

Александр Федоров