30.06.2014

В карьере в Швеции найден ранее неизвестный тип метеоритов

В шведской каменоломне найден метеорит совершенно нового типа, прилетевший на Землю после масштабного космического столкновения.

Абсолютно новый, ранее неизвестный тип метеоритов обнаружен учеными среди пород, скрывавшихся под поверхностью земли. Его обнаружение раскрыло перед учеными картину масштабной космической катастрофы, происшедшей в Солнечной системе около полумиллиарда лет назад.

Среди всех когда-либо найденных на Земле метеоритов, а их в настоящее время насчитывается около 50 тыс. штук, в особый класс выделены так называемые L-хондриты. L в этом названии означает пониженное содержание железа (Low Iron), которого в них обычно не более 20–25%.

Считается, что катастрофическое разрушение некоего родительского тела в Главном поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера около 500 млрд лет назад привело к массовому выпадению в некоторых районах Земли L-хондритов.

В течение последних пяти десятилетий ученые ломали голову над тем, что за столкновение привело к образованию этих обломков, которые заполонили Землю. Сходство состава всех L-хондритов указывало на то, что они являются осколками одного из двух столкнувшихся тел, загадкой оставалась природа второго тела, осколки которого на Земле не находили.

Одним из мест массового обнаружения L-хондритов стал карьер Торсберг на юге Швеции, где в известняках среднего ордовика (около 470 млн лет) найдено более сотни ископаемых метеоритов этого типа. Однако в этой сотне небесных камней был найден один, диаметром 8 см, названный поначалу таинственным объектом.

С точки зрения геохимии, метеорит относится к классу ахондритов, точнее, к редкой подгруппе винонаитов. Однако аномалии в содержании инертных газов в его гранулах показали принадлежность метеорита к совершенно новому типу.

«Это очень, очень странная и необычная находка», — считает Биргер Шмитц, автор исследования, опубликованного в журнале Earth and Planetary Science Letters. Шмитц с коллегами выяснили, что минерал шпинель, содержащийся в метеоритах, может многое рассказать о том, как часто метеориты бомбардировали Землю в последние 2,5 млрд лет и какие были эти метеориты.

Ученые считают, что к образованию массы обломков и пыли, полетевших к Земле, привело столкновение крупного астероида с другим астероидом или кометой.

Геохимики установили, что на полет от пояса астероидов до Земли у необычного камня ушел «всего» 1 млн лет — ровно столько же летели к нам L-хондриты, обнаруженные в шведском карьере.

Изучение орбит астероидов указывает на то, что обломки древнего космического столкновения образовали две крупные группы — семейство Флоры и семейство Гефьен в поясе астероидов.

Чтобы пролить свет на природу исчезнувшего родительского тела, Шмитц хочет найти аналогичные метеориты в других местах обнаружения L-хондритов, которые известны в Китае, России, Швеции, Шотландии и Южной Америке.

Чтобы сделать это, ученым предстоит растворить в кислоте тонны пород в поисках метеоритной шпинели. Эта кропотливая работа, которая уже принесла свои плоды, позволит исследователям лучше понять историю Главного пояса астероидов и Солнечной системы в целом.

Назвать необычный камень ученые решили в честь стоящей рядом с карьером церковью Остерплана.

Павел Котляр