23.12.2015

Астрономы открыли оторвавшийся «хвост» галактики

Космическая рентгеновская обсерватория «Чандра» обнаружила гигантскую ленту из горячего газа длиной примерно 250 тысяч световых лет, то есть больше двух диаметров галактики Млечный Путь. Газовая лента находится в скоплении галактик Zwicky 8338, которое расположено на расстоянии почти 700 миллионов световых лет от Земли. Как считают ученые, лента представляет собой газовый хвост, протянувшийся за одной из галактик при ее движении сквозь облако межгалактического газа.

Температура газа в хвосте около десяти миллионов градусов Цельсия, что позволяет фиксировать его излучение в рентгеновском диапазоне. Исследователи полагают, хвост принадлежит галактике CGCG254-021, или группе галактик, в которую она входит. Со временем хвост полностью отделился от породившей его галактики.

Ученые смогли определить структуру гигантского хвоста. В нем выделяется «голова», наиболее яркая часть. За головой тянется хвост диффузного рентгеновского излучения. Газ в «голове» холоднее и богаче гелием, чем в остальной части. В передней части головы, есть следы ударной волны, похожей на те, что образуются при полете сверхзвукового самолета.

Наблюдения в инфракрасном диапазоне показывали, что у галактики CGCG254-021 самая большая масса в скоплении Zwicky 8338. В недавнем прошлом в этой галактике отмечался и самый высокий уровень звездообразования. Сейчас же там не обнаруживается никаких признаков появления новых звезд. Возможно, это связано с тем, что газ из этой галактики был потрачен при появлении хвоста.

Исследование опубликовано в журнале Astronomy and Astrophysics.

1. polit.ru