18.02.2017

Прах открывателя Плутона отправили к планете через девять лет

18 февраля 1930 американский фотограф-лаборант Клайд Томбо в частной обсерватории штата Аризона обнаружил в зузирьи Близнецов девятую, самую отдаленною планету Солнечной системы - Плутон. Сообщает gazeta.ua.

Для поиска неизвестной планеты в 1894 году американский астроном-любитель Персиваль Ловелл основал частную обсерваторию, куда привлек профессиональных астрономов и последующие 23 года финансировал безуспешные поиски таинственной "Планеты X". После смерти Ловелла ее поиски не прекратились, и в 1928 году директор обсерватории поручил поиски "Планеты X" 23-летнему астроному-любителю Клайду Томбо, который занялся фотографированием звездного неба с помощью 13-дюймового астрографа. Также делал сравнительный анализ фотоснимков для поиска объектов, изменивших свое положение. Это дало возможность Томбо открыть сотни астероидов, кометы и много переменных звезд. 18 февраля в созвездии Близнецов он обнаружил новую планету. Как и большинство тел в поясе Койпера, Плутон состоит в основном из камня и льда и является относительно малым (диаметр около 2374 км). По массе он уступает Луне в 5 раз, а по объему - в три раза. После подтверждения результатов Томбо несколькими другими астрономами, 13 марта, в годовщину рождения Ловелла и Уильяма Гершеля, открывателя Урана, Томбо сообщил о своем открытии широкой общественности.

За открытие планеты, названной Плутоном, Томбо был отмечен многими международными наградами. В 1932-м он поступил в Канзасский университет, после окончания которого работал и дальше в обсерватории Ловелла. Умер Томбо в 1997 году, и через девять лет часть его праха была установлена в космический аппарат "New Horizons", который 13 июля 2015 прошел на рекордно близком расстоянии - 13000 километров - от Плутона.

Долгое время ученые считали Плутон той самой "Планетой X", существование которой предусматривал Ловелл. Однако в 1971 году был открыт спутник Плутона, Харон, что позволило вычислить его массу и диаметр, которые оказались в 5 и 2 раза меньше земных. Это заложило первые сомнения у астрономов, что Плутон можно считать планетой. А после того, как в начале XX века ученые обнаружили, что Плутон не соответствует определению "планета", он был зачислен в новую категорию карликовых планет вместе с Эридой и Церерой. Единственный космический аппарат, который исследовал Плутон вблизи, - New Horizons ( "Новые горизонты"), пролетевший мимо 14 июля 2015 на расстоянии 12 500 километров.

Ольга Васькив