24.07.2017

24 июля 1979 года начал работу первый в мире космический радиотелескоп

24 июля 1979 года космонавтами Владимиром Ляховым и Валерием Рюминым был проведен первый экспериментальный сеанс радиокартографирования Млечного Пути при помощи первого в мире 10-метрового космического радиотелескопа КРТ-10.

Сеансы астрофизических исследований велись одновременно радиотелескопом, установленным на орбитальной станции «Салют-6», и наземным радиотелескопом Центра дальней космической связи в Крыму, образуя интерферометр с переменной базой размером, превышающим диаметр земного шара. Цель этих исследований - экспериментальная отработка принципов внеатмосферной радиоастрономии и изучение внеземных источников радиоизлучения.

Космический радиотелескоп КРТ-10 в виде отдельных блоков был доставлен на орбитальную станцию транспортным грузовым кораблем «Прогресс-7». Сам телескоп представлял собой параболическую зеркальную антенну из мелкой металлической сетки на каркасе, направляющую принятое излучение к фокальному контейнеру с высокочувствительными радиоприемниками-радиометрами.

Для развертывания антенны на стыковочном узле станции было смонтировано специальное устройство. Сама антенна была закреплена в нем в сложенном состоянии. После отстыковки транспортного корабля «Прогресс-7» от станции «Салют-6» из Центра управления полетом была дана команда на раскрытие антенны.

Подготовка первого космического радиотелескопа к работе на орбите Земли началась 18 июля, сразу же после ухода транспортного корабля «Прогресс-7». Был осуществлен монтаж антенны, проведена её юстировка и снятие диаграммы направленности, затем 24 июля начался цикл астрофизических и географических исследований.

Астрофизические исследования включали наблюдения пульсара PSR 0329 + 054 и обзор участка Млечного Пути.

Создание первого космического радиотелескопа КРТ-10 потребовало серьезных предварительных исследований и испытаний, расчетов, макетирования, изготовления опытных образцов, настройки и испытаний аппаратуры. Была разработана методика проведения экспериментов, по которой Владимир Ляхов и Валерий Рюмин тренировались на Земле.

Космические радиотелескопы - инструмент, незаменимый для современных астрофизических исследований. Сегодня на орбите с апогеем в 350 тысяч км успешно работает российская космическая обсерватория – радиотелескоп «Спектр-Р». Вместе с наземными радиотелескопами он образует рекордный интерферометр в 330-360 тысяч км.

С помощью космического радиотелескопа «Спектр-Р» в рамках международной программы «Радиастрон» учёные провели более 5 тысяч научных экспериментов и исследовали несколько сотен объектов: ядер галактик, квазаров, пульсаров и областей звездообразования. По каждому направлению исследования получены выдающиеся результаты и опубликовано более 50 научных статей в ведущих рецензируемых изданиях.

С помощью российского радиотелескопа обнаружены ударные волны и спиральное магнитное поле в основании джета галактики, открыта экстремальная яркость квазара 3С273 в созвездии Девы (температура от 10 до 40 триллионов градусов, что в 10 раз выше значений, которые допускает теория), получен «рентгеновский снимок» нашей галактики, сделаны многие другие открытия.

1. km.ru